Приветствую Вас, Гость
Главная » 2005 » Февраль » 10 » 2005. МАН Искатль. Достояние республики. БУДУЩАЯ ЭЛИТА КРЫМА ...
21:47
2005. МАН Искатль. Достояние республики. БУДУЩАЯ ЭЛИТА КРЫМА ...
БУДУЩАЯ ЭЛИТА КРЫМА

В Украине проходит второй этап Всеукраинского конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов Малой академии наук. В рамках этого мероприятия на базе Таврического национального университета им. В. И. Вернадского состоялся республиканский конкурс химико-биологического отделения МАН «Искатель», в котором приняли участие около 130 школьников Крыма.

МАН «ИСКАТЕЛЬ» ВТРОЕ СТАРШЕ КРЫМСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

В коридорах университета царила обычная для января сессионная суета. У дверей аудиторий, где шли экзамены, стояли озабоченные студенты. А мимо, не чуя под собой ног, летели в конференц-зал, где мановцев собирали на торжественное открытие конкурса, мальчики и девочки. И первым было невдомек, что работы некоторых из этих юных созданий можно сравнить чуть ли не с кандидатскими диссертациями.

Когда школьники разошлись по секциям, я попросила организаторов конкурса поделиться впечатлениями.

Константин Александрович ЕФЕТОВ, заслуженный деятель науки и техники Украины, заведующий кафедрой биохимии Крымского медицинского университета, доктор биологических наук, профессор, вице-президент МАН:

— МАН — это удивительная организация, в которой один и тот же школьник может развивать таланты в биологии и медицине, математике, физике и так далее. В «большой» академии такого не бывает. Малой академии наук Крыма «Искатель» уже более 40 лет. Надо отметить, что по ее образу и подобию создана Малая академия наук Украины. Как видите, региональное начинание поддержано в рамках всего государства, и достижения крымчан служат образцом для подражания всей Украине.

— Какие награды ждут отличившихся?

— Победители регионального конкурса едут на всеукраинский этап в Киев, и если занимают там призовые места, — получают существенное преимущество — могут поступать в высшие учебные заведения Украины без экзаменов.

— У нынешнего конкурса есть какие-то особенности?

— Раньше ежегодно зимой или в начале весны проводились республиканские сессии МАН. В этот раз их организовать не удалось, и сегодня отдельно заседают медико-биологическое, химическое и физико-математическое отделения. Это не может не тревожить, поскольку, на мой взгляд, смысл работы МАН заключается в том, чтобы детям, увлеченным разными специальностями, была предоставлена возможность общаться и обмениваться достижениями. Традиционным в Малой академии наук было и еще одно консолидирующее мероприятие — летние сборы. К сожалению, в последние два года не получается с летним мановским лагерем, где дети совмещают отдых с занятиями по специальности. А я знаю (и сам школьником участвовал в МАН, и по отзывам сына, тоже активиста «Искателя»), что это незабываемое событие, на всю жизнь.

И все же надеемся, что МАН не распадется на отделения.

— Что мешает МАН развиваться, ведь она пользуется огромной популярностью, даже в сельских регионах Крыма: отсутствие помещений или финансирования?

— С помещениями все в порядке. Ректоры ТНУ, медицинского университета, других учебных учреждений всегда охотно предоставляют возможность работать секциям Малой академии. Все дело в финансировании. Дети приезжают к нам со всего Крыма, а это значит, нужно выделить автобусы, купить горючее, заплатить водителям, попросить преподавателей, чтобы приехали с ребятами, устроить всех на ночлег, позаботиться о питании. Сейчас это требует немалых денег. Раньше министерство находило средства, а сейчас — нет. Между тем действительные члены Малой академии наук — это будущая элита автономии. Хотелось бы, чтобы Верховная Рада АРК обратила пристальное внимание на эту замечательную организацию, от успешной работы которой в немалой степени зависит процветание нашего региона.

НЕ ДАЙТЕ ТАЛАНТУ ЗАСОХНУТЬ НА КОРНЮ

Не сомневается в значимости функционирования Малой академии наук и руководитель химико-биологического отделения МАН, директор КРЦЭНТУМ Ольга Николаевна БРОДСКАЯ :

— Нашему центру исполняется 53 года. Здесь и зародилось в свое время мановское движение. Сама участвую в нем с 1980 года. Кое-что, конечно, меняется. Детей — одаренных, ярких, ищущих — всегда достаточно. Но прежде они были более самостоятельными. Пусть их исследовательские работы выглядели проще и наивнее, но основывались на реальной практике.

Помню, как-то ребята из сельской школы решили проверить, влияет ли на продуктивность овощей высаживание рассады в грунт в тех пакетах, в которых она выращивалась в теплицах. Агроном хозяйства поддержал идею школьников, и они на опытном поле колхоза по всем правилам провели эксперимент. Оказалось, пакетик никакой роли не играет: урожай формируется одинаково. Взрослые овощеводы очень удивились, ведь они из года в год выполняли трудоемкую работу, освобождая растения перед высадкой из пакетов. Выводы, полученные юными натуралистами, принесли хозяйству ощутимый экономический эффект, и директор относился к ним с уважением, как к интеллектуальному потенциалу, который в перспективе может пополнить ряды специалистов производства.

Дети из другой школьной секции много лет вели наблюдения за окружающей фауной, все тщательно фиксируя в научных работах. Когда их прорецензировали столичные ученые, выяснилось, что крымские ребята открыли новый вид сороки. То есть сделали настоящее открытие!

— Что же изменилось сейчас?

— Исследования носят более выраженный научный характер. Дети больше занимаются по книгам. С одной стороны, это вроде бы и неплохо — на иную работу смотришь как на часть будущей диссертации. Но с другой стороны — есть и потери. Поднимая планку, мы «отсекаем» сельских ребят (а среди них немало настоящих самородков), у которых нет возможности общаться с научными руководителями из вузов.

— В чем вы видите причину такого явления?

— По-видимому, сказываются и отрыв школ от производственной базы, и отсутствие финансирования внеклассной работы, и слабое поощрение учителей.

Вообще проблема кадров стоит очень серьезно. Если заглянуть на несколько лет вперед, то уверенности, что мы еще долго будем на высоте, нет. Педагоги городских и сельских школ, с которыми мы охотно сотрудничаем, уже достигли зрелого возраста, на смену приходит совсем мало молодых. А ведь способный ребенок без энергичного, опытного наставника может «засохнуть» в инертной среде. По моим наблюдениям, талант часто сочетается с неуверенностью в себе, и требуется заинтересованный человек, который, давая широкие знания, направлял бы на высокий результат.

— Пока, надо понимать, такие личности в МАН есть?

— К огромному для всех счастью. Среди них руководитель филиала МАН Симферопольского района, учитель-методист биологии молодежненской школы № 1 Елена Николаевна Григоренко, учитель Новожиловской сельской школы Белогорского района Татьяна Васильевна Кускевич, другие замечательные энтузиасты, составляющие наш «золотой фонд».

Но с каждым годом все меньше людей, желающих работать с детьми. Преподаватели вузов вынуждены всячески подрабатывать, как говорится, «крутиться», и на занятия со школьниками, которые, увы, не оплачивают ся, времени не хватает.

В чем мы еще сильно нуждаемся, так это в лабораториях. Математикам достаточно ручки и тетради, филологам — плюс библиотека. А биолог должен заглянуть внутрь клетки, воздействовать на нее реактивами, заметить все изменения, учесть, сопоставить, сделать вывод... У нас занимаются около ста детей — хоть бы одну современно оборудованную лабораторию на весь Симферополь!

Думаю, Украине нужен закон о меценатстве. Состоятельных людей в государстве много, и если они по-государственному мыслят, пусть заботятся о будущем страны.

«ЗВЕЗДОЧКИ» «МАЛОЙ» НАУКИ

В заключение мы попросили методиста Крымского республиканского центра эколого-натуралистического центра, секретаря химико-биологического отделения МАН Андрея НОЧКИНА сказать несколько слов о «звездочках» нынешнего сезона:

— Второй тур конкурса в Крыму проходил в три этапа: рецензирование; тестирование участников по базовым предметам; публичная защита научно-исследовательских работ их авторами. Пока все данные не обработаны, назвать победителей в 9 секциях нельзя. Но могу уверенно сказать: треть работ мановцев заняли призовые места.

К «звездочкам» я причислил бы Арсена Аджаметова из Новожиловки Белогорского района. Он занимался в заочной школе нашего центра, участвовал во всех конкурсах и олимпиадах, второй год получает стипендию Совета министров АРК. Иван Степанов из Керчи написал замечательную работу по экологии, он тоже второй год получает стипендию Совмина. К «звездочкам» следует отнести стипендиантов Совмина Сергея Дементьева и Анну Коробову из молодежненской школы № 1. Нельзя не отметить и исследования Дмитрия Горбунова из Евпатории, Рустема Кадырова из симферопольской гимназии № 11.

А вообще у нас нет неталантливых ребят. Находиться в их среде — одно удовольствие. Неудивительно, что продолжают участвовать в мановском движении студенты Крымского медицинского университета Сергей Ефетов и Федор Гаврилюк, в прошлом активные «Искатели», призеры и победители.

…Вот такая в МАН атмосфера — поиска, творчества, самосовершенствования, — как в храме науки. К сожалению, дела сейчас обстоят так, что нашим талантливым выпускникам все чаще предлагают учиться за границей. Поймет ли государство, что, теряя своих лучших детей, оно оставляет себя без будущего?

Галина ОСЕННЯЯ

Фото Анны САЛЬНИКОВОЙ

Категория: Интернет публикации на актуальные темы | Просмотров: 456 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
О правилах пользования сайтом . © Vitaliy Strelov , Малая Академия Наук "Искатель", 2012, Об авторских правах.
Сайт Выпускников ПМ-ПУ ЛГУ 1982   Яндекс.Метрика Auto Web Pinger Google PageRank — Man-crimea.at.ua — Анализ сайта